Домашняя Вверх Маркетинг Контакт

Урок 3
Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5

 

 

 

 

 

Мазут топочный (котельное топливо) — fuel oil

Топочные мазуты или жидкие котельные топлива являются продуктами переработки нефтей, горючих сланцев и каменных углей. Реально рыночным товаром являются только нефтяные мазуты, так как остальные виды мазутов производятся в малых количествах и потребляются в местах производства.

Нефтяные мазуты представляют собой смесь тяжелых темных углеводородов, которая остается после отгонки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих при температуре до 350-360°С. Мазуты получают как при первичной переработке нефти (прямогонные мазуты), так и при вторичной переработке (например, мазут пиролиза). Выход прямогонного мазута составляет обычно от 40% до 50% по массе в расчете на исходную нефть.

Нефтяной мазут — это жидкость темно-коричневого цвета. Главными характеристиками качества мазута являются плотность, вязкость и содержание серы. Конкретные цифры даны в описании торговых марок мазутов. Такие показатели, как температура вспышки в открытом тигле и теплота сгорания для большинства марок близки между собой. Теплота сгорания составляет 40 Мдж/кг +/-5%. Температура вспышки в открытом тигле обычно составляет 100°С +/-10% и только в специальных случаях может опускаться до 60°С. Температура застывания в зависимости от марки меняется от +10°С до +30°С, за исключением флотских мазутов, у которых она равна -5°С или -10°С. Топочные мазуты используются в качестве топлива для котельных центрального отопления и теплоэлектроцентралей, мартеновских печей, для малооборотных дизельных двигателей, а также как сырье для дальнейшей переработки.

Мазут М-40 — fuel oil М-40

Производится из продуктов первичной и вторичной переработки нефти с добавлением от 8% до 15% дизельных фракций. По зольности делится на два вида: малозольный (зольность — 0.04%) и зольный (зольность — 0.12%). Каждый из видов делится на четыре вида по содержанию серы: низкосернистый (сера — до 0.5%), малосернистый (сера — до 1%), сернистый (сера — до 2%) и высокосернистый (сера — до 3.5%). Вязкость мазута М-40 при 80°С — не более 59 сантистокс, температура вспышки в открытом тигле — +90°С, температура застывания — не выше +10°С. Для высокопарафинистого мазута допускается температура застывания не выше +25°С. Применяется как котельное топливо, в смеси с летним дизтопливом - как флотский мазут, на экспортном рынке может использоваться как сырье для переработки.

Мазут М-100 — fuel oil М-100

Производится из продуктов первичной и вторичной переработки нефти без добавления дизельных фракций. По зольности делится на два вида: малозольный (зольность — 0.05%) и зольный (зольность — 0.14%). Каждый из видов делится на четыре вида по содержанию серы: низкосернистый (сера — до 0.5%), малосернистый (сера — до 1%), сернистый (сера — до 2%) и высокосернистый (сера — до 3.5%).

Вязкость мазута М-100 при 80°С — не более 118 сантистокс, температура вспышки в открытом тигле — +110°С, температура застывания — не выше +25°С. Для высокопарафинистого мазута допускается температура застывания не выше +42°С.Применяется как котельное топливо, в смеси с летним дизтопливом может использоваться как флотский мазут.

Мазут Э-4 — fuel oil E-4

Прямогонный мазут. Содержит до 30% дизельных фракций. Название марки связано с тем, что вязкость этого мазута при 80°С равна 4° по Энглеру, то есть 30 сантистоксам. Плотность при 20°С — 0.965 г/см 3 , содержание серы — до 2% (1 вид) и до 2.5% (2 вид), содержание ванадия — не более 0.012%, температура вспышки — +75°С. Применяется как сырье для дальнейшей переработки, является одной из главных марок на мировом рынке мазута.

Мазут Э-5 — fuel oil E-5

Прямогонный мазут. Содержит до 30% дизельных фракций. Название марки связано с тем, что вязкость этого мазута при 80°С равна 5° по Энглеру, то есть 37 сантистоксам. Плотность при 20°С — 0.965 г/см 3 , содержание серы — до 2.5%, содержание ванадия — не более 0.02%. Применяется как сырье для дальнейшей переработки.

Малосернистый мазут — low sulphur fuel oil

К малосернистым мазутам относят мазуты с содержанием серы менее 1%. В зависимости от области применения выделяют малосернистый парафинистый мазут и малосернистый прямогонный мазут.

Малосернистый парафинистый мазут — low sulphur waxy residue

Прямогонный мазут или смесь прямогонного и крекинг-мазута с содержанием серы не более 0.3%. Применяется для производства масел.

Малосернистый прямогонный мазут — low sulphur straight run

Свойства этой марки мазута различны для разных рынков. На рынке Северо-Западной Европы обычно содержание серы в мазуте этой марки меняется от 0.5% до 0.8%. На рынке Северной Африки — от 0.3% до 0.7%. Прямогонные мазуты используются, как правило, для дальнейшей переработки.

Высокосернистый мазут ХСФО — high sulphur fuel oil

Прямогонный мазут или крекинг-мазут с содержанием серы не более 4%.

Высокосернистый крекинг-мазут — high sulphur cracked fuel oil

Европейский ХСФО (European HSFO) . Крекинг-мазут. Содержание серы — от 3% до 4%, вязкость при 50°С — от 380 до 420 сантистокс, плотность — от 0.998 до 1.02 г/см 3 . Содержание ванадия — не более 300 частей на миллион.

Сингапурский ХСФО (Singapore HSFO 180CST) . Крекинг-мазут. Содержание серы — 3.5%, вязкость при 50°С — 180 сантистокс, плотность — от 0.991г/см 3 .

Крекинг-мазуты используются преимущественно как топливо для теплоэлектроцентралей.

Высокосернистый прямогонный мазут — high sulphur straight run

Сирийский ХСФО (Syrian HSFO). Прямогонный мазут. Содержание серы — 3.5%, вязкость при 50°С — от 420 до 500 сантистокс, плотность — от 0.96 до 0.98 г/см 3 .

Иракский ХСФО (Iraqi HSFO). Прямогонный мазут. Содержание серы — 3.75%, вязкость при 50°С - 69.5 сантистокс, плотность-0.938 г/см 3 . Прямогонные мазуты используются, как правило, для дальнейшей переработки.

Мазут No.6 — US fuel oil No.6

Топочный мазут. Предназначен для энергетических установок с устройствами для сжигания наиболее тяжелого топлива. Существует пять марок этого топлива, для которых ключевым различием служит содержание серы:

No.6 0.3pct: содержание серы — не более 0.3%, температура потери текучести при охлаждении (нижняя) — 15.6°С, температура появления текучести при нагревании (верхняя) — от 38°С до 43.5°С, вязкость при нижней температуре потери текучести — 220 сантистокс, при верхней температуре появления текучести — от 400 до 600 сантистокс, плотность при 20°С — от 0.922 до 0.934 г/см 3 .

No.6 0.7pct: содержание серы — не более 0.7%, остальные свойства, как у No.6 1.0pct.

No.6 1.0pct: содержание серы — не более 1%, температура потери текучести при охлаждении (нижняя) — 15.6°С, температура появления текучести при нагревании (верхняя) — от 38°С до 40.5°С, вязкость — от 400 до 600 сантистокс, плотность при 20°С — 0.99 г/см 3 .

No.6 2.2pct: содержание серы — не более 2.2%, температура потери текучести — не нормируется, вязкость — от 460 до 600 сантистокс, плотность при 20°С — 0.99 г/см 3 .

No.6 3.0pct: содержание серы — не более 3%, температура потери текучести — не нормируется, вязкость — от 400 до 500 сантистокс, плотность при 20°С — 0.99 г/см 3 .

Мазут No.4 — US fuel oil No.4

Топочный мазут, предназначенный для энергетических установок без системы предварительного подогрева топлива. В котировках Platt's и Petroleum Argus эта марка не встречается.

Мазут No.5 — US fuel oil No.5

Топочный мазут, предназначенный для энергетических установок с системой предварительного подогрева топлива. В котировках Platt's и Petroleum Argus эта марка не встречается.

Мазут пиролиза — steam cracked fuel oil

Получают с низа ректификационной колонны, в которой происходит разделение продуктов пиролиза на этилен. Содержит значительное количество ароматики и может содержать незначительные количества серы и азота, если как сырье для пиролиза используют Naphta. В процессе переработки вырабатывается около 4% мазута от массы сырья. Используется как сырье для производства игольчатого кокса или технического углерода, а также может быть использован как компонент топочного мазута.

Тяжелый мазут — heavy fuel oil

На Западе так обозначают топливо для мартеновских печей с содержанием серы 0.5% или 1%. Содержание серы может входить в обозначение марки: HFO 1.0S, HFO 0.5S.

Топливо для мартеновских печей МП — low sulphur heavy fuel oil MP

Вязкость мазута МП при 80°С — от 36 до 118 сантистокс, температура вспышки в открытом тигле — +110°С, температура застывания — не выше +25°С. Содержание серы — 0.5%, плотность — от 0.94 до 1 г/см 3 . Для обеспечения максимальной теплопередачи при плавке металла коксуемость — не менее 8%.

Применяется в качестве топлива технологических установок металлургических производств.

Топливо для мартеновских печей МПС — high sulphur heavy fuel oil MPS

Вязкость мазута МП при 80°С — от 36 до 118 сантистокс, температура вспышки в открытом тигле — +110°С, температура застывания — не выше +25°С. Содержание серы — 1.5%, плотность — от 0.94 до 1 г/см 3 . Для обеспечения максимальной теплопередачи при плавке металла коксуемость — не менее 8%.

Применяется в качестве топлива технологических установок металлургических производств.

Керосин — kerosine

Керосин получают атмосферной перегонкой нефти с последующей гидроочисткой, гидрированием или щелочной очисткой с последующей промывкой водой. Границы кипения — от 110-180°С до 280-320°С, в зависимости от марки и назначения.

Применяют как топливо для реактивных и турбореактивных авиационных и ракетных двигателей, для освещения и отопления, как растворитель, а также в медицине.

При разработке авиационных керосинов учитывается, что они одновременно выполняют функции топлива, хладагента и смазки. Все реактивные топлива выдерживают испытание на медной пластинке, не содержат воды, водорастворимых кислот, щелочей и механических примесей.

Цифра в марке осветительных керосинов обозначает наибольшую высоту некоптящего пламени. Важнейшими характеристиками качества керосинов являются: содержание ароматических углеводородов, которое определяет нагарообразование, и температура замерзания.

Авиационный керосин Т-1 — jet kerosine Т-1

Фракция прямой атмосферной перегонки малосернистой нефти с границами кипения от 150°С до 280°С. В связи с высокой кислотностью исходного сырья обязательно подвергается щелочной очистке и водной промывке с последующим отстоем воды и фильтрацией готового топлива.

Теплота сгорания — не менее 42900 кДж/кг. Содержание ароматических углеводородов — не более 22% по весу. Температура начала кристаллизации — минус 60°С, температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 30°С, высота некоптящего пламени — 20 мм, плотность при 20°С — 0.8 г/см 3 , вязкость при 20°С — не менее 1.5 сантистокс, а при -40°С — не более 16 сантистокс. Содержание серы — не более 0.1%, при этом меркаптановая сера отсутствует. Т-1 применяется для реактивных двигателей летательных аппаратов, предназначенных для движения с дозвуковыми скоростями.

Авиационный керосин ТС-1 — jet kerosine TS-1

Фракция прямой атмосферной перегонки сернистой нефти с границами кипения от 150°С до 250°С. Часть полученного дистиллята подвергается гидроочистке и компаундируется с неочищенным дистиллятом для обеспечения заданного стандартом содержания серы.

Теплота сгорания — не менее 43120 кДж/кг для топлива высшего сорта и 42900 кДж/кг для топлива первого сорта. Содержание ароматических углеводородов — не более 22% по весу. Температура начала кристаллизации — минус 60°С, температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 28°С, высота некоптящего пламени — 25 мм, плотность при 20°С — 0.78 г/см 3 , вязкость при 20°С — не менее 1.3 сантистокс, а при -40°С — не более 8 сантистокс. Для топлива высшего сорта содержание серы — не более 0.2%, в т.ч. меркаптановой серы — не более 0.003%. Для топлива первого сорта содержание серы — не более 0.25%, в т.ч. меркаптановой серы — не более 0.005%.

ТС-1 применяется для реактивных двигателей летательных аппаратов, предназначенных для движения с дозвуковыми скоростями.

Авиационный керосин РТ — jet kerosine RT

Фракция прямой атмосферной перегонки сернистой или высокосернистой нефти с границами кипения от 135°С до 280°С. Весь полученный дистиллят подвергается гидроочистке. Содержит противоизносную, антиокислительную и антиэлектростатическую присадки.

Теплота сгорания — не менее 43120 кДж/кг. Содержание ароматических углеводородов — не более 22% по весу. Температура начала кристаллизации — минус 55°С, температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 28°С, высота некоптящего пламени — 25 мм, плотность при 20°С — 0.775 г/см 3 , вязкость при 20°С — не менее 1.25 сантистокс, а при -40°С — не более 16 сантистокс. Содержание серы — не более 0.1%, в т.ч. меркаптановой серы — не более 0.001%. Содержание противоизносной присадки — 0.002%-0.004%. В сертификате качества указание концентрации противоизносной присадки обязательно.

РТ применяется для реактивных двигателей летательных аппаратов, предназначенных для движения с дозвуковыми скоростями, но при непродолжительном полете может быть использован аппаратами, движущимися со скоростью не более М=1.5.

Авиационный керосин термостабильный Т-6 — thermostable jet kerosine T-6

Получают компаундированием фракций прямой атмосферной перегонки некоторых нефтей с продуктами вторичной переработки. Промежуточный продукт подвергают каталитической переработке на специальных катализаторах. Границы кипения товарного топлива T-6 — от 195°С до 315°С.

Теплота сгорания — не менее 42900 кДж/кг. Содержание ароматических углеводородов — не более 10% по весу. Температура начала кристаллизации — минус 60°С, температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 62°С, высота некоптящего пламени — не менее 20 мм, плотность при 20°С — не менее 0.84 г/см 3 , вязкость при 20°С — не более 4.5 сантистокс, а при
-40°С — не более 60 сантистокс. Содержание серы — не более 0.05%, меркаптановая сера отсутствует.

Т -6 применяется для реактивных двигателей летательных аппаратов, предназначенных для движения со сверхзвуковыми скоростями до М=3.5.

 

Авиационный керосин термостабильный Т-8В — thermostable jet kerosine T-8V

Получают прямой атмосферной перегонкой нефти с последующей гидроочисткой. Границы кипения товарного топлива Т-8В — от 165°С до 280°С.

Теплота сгорания — не менее 42900 кДж/кг. Содержание ароматических углеводородов — не более 22% по весу. Температура начала кристаллизации — минус 50°С, температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 45°С, высота некоптящего пламени — не менее 20 мм, плотность при 20°С — не менее 0.8 г/см 3 , вязкость при 20°С — не менее 1.5 сантистокс, а при
-40°С — не более 16 сантистокс. Содержание серы — не более 0.1%, в т.ч. меркаптановой серы — не более 0.001%.

Т-8В применяется для реактивных двигателей летательных аппаратов, предназначенных для движения со сверхзвуковыми скоростями до М=2.5.

Авиационный керосин "Джет-А" — aviation kerosine fuel Jet-A

Фракция прямой атмосферной перегонки нефти с границами кипения от 150°С до 260°С, с температурой вспышки в закрытом тигле 38°С и температурой замерзания не выше минус 40°С. Содержание ароматических углеводородов — не более 25% по объему. Содержание серы, азот- и кислородосодержащих компонентов мало, но меняется в разных странах и не является ключевым параметром для этого топлива. На Западе считается, что турбореактивные двигатели могут использовать почти любое топливо, поэтому требования к "Джет-А" близки к требованиям, предъявляемым к отопительным керосинам обычного качества (regular burning oil). На рынке Западной Европы установлены следующие требования для "Джет-А": содержание серы — менее 0.3%, плотность — от 0.775 до 0.84 г/см 3 , температура вспышки в закрытом тигле  не менее 38°С и температура замерзания  не выше минус 47°С.

Авиационный керосин "Авкат" — aviation kerosine fuel Avcat

Топливо типа "Джет-А" с температурой вспышки в закрытом тигле 60°С. Применяется для военных нужд.

Авиационный керосин "Джет-Б" — aviation kerosine fuel Jet-В

Широкая фракция прямой атмосферной перегонки нефти, включающая бензиновые и керосиновые дистилляты. В настоящее время используется мало.

Авиационный керосин "ДжП-1" — aviation kerosine fuel JP-1

Реактивное топливо с температурой замерзания не выше минус 60°С. Применяется на американском рынке.

Авиационный керосин "ДжП-4" — aviation kerosine fuel JP-4

Широкая фракция прямой атмосферной перегонки нефти, включающая бензиновые и керосиновые дистилляты. Применяется на американском рынке.

Авиационный керосин "продукт 51" — aviation kerosine fuel 51 grade

Топливо "Джет-А" с содержанием серы не более 0.125% и температурой замерзания не выше минус 47°С.

Авиационный керосин "продукт 54" — aviation kerosine fuel 54 grade

Топливо "Джет-А" с содержанием серы не более 0.3% и температурой замерзания не выше минус 40°С.

Авиационный керосин "продукт 55" — aviation kerosine fuel 55 grade

Малосернистое топливо "Джет-А" с содержанием серы не более 0.04%, температурой вспышки в закрытом тигле 51°С и температурой замерзания не выше минус 40°С. Применяется на американском рынке.

Осветительный керосин — illuminating oil (lamp oil, burning oil)

Главными характеристиками являются высота некоптящего пламени (smoke point), которая тем меньше, чем выше содержание ароматических углеводородов, и содержание серы. Содержание серы должно быть минимально, так как керосин этой марки сжигают в жилых помещениях. Стандартная высота некоптящего пламени для марки "регулар" (regular illuminating oil) принята от 19 мм до 21 мм. Выпускают также осветительный керосин улучшенного качества (premium illuminating oil) и керосин высшего качества (superior kerosine oil), которые имеют более высокое некоптящее пламя за счет пониженного содержания ароматических углеводородов, достигаемое глубоким гидрированием. Этот же процесс позволяет снизить содержание серы. Применяется для освещения и отопления жилых помещений.

Осветительный керосин КО-20 — illuminating oil КО-20

Высота некоптящего пламени — не менее 20 мм. Границы кипения — от 270°С до 310°С. Температура помутнения — не выше минус 12°С, температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 40°С, плотность при 20°С — не более 0.83 г/см 3 . Содержание серы — не более 0.003%.

Осветительный керосин КО-22 — illuminating oil КО-22

Высота некоптящего пламени — не менее 22 мм. Границы кипения — от 200°С до 280°С. Температура помутнения — не выше минус 15°С, температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 40°С, плотность при 20°С — не более 0.805 г/см 3 . Содержание серы — не более 0.003%.

Осветительный керосин КО-25 — illuminating oil КО-25

Высота некоптящего пламени — не менее 25 мм. Границы кипения — от 200°С до 300°С. Температура помутнения — не выше минус 15°С, температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 40°С, плотность при 20°С — не более 0.805 г/см 3 . Содержание серы — не более 0.003%.

Осветительный керосин КО-30 — illuminating oil КО-30

Высота некоптящего пламени — не менее 30 мм. Границы кипения — от 200°С до 280°С. Температура помутнения — не выше минус 15°С, температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 48°С, плотность при 20°С — не более 0.79 г/см 3 . Содержание серы — не более 0.003%.

Технический керосин прямогонный — straight run kerosine

Фракция прямой атмосферной перегонки нефти с границами кипения от 110°С до 300°С. Плотность при 20°С — от 0.78 до 0.84 г/см 3 . Температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 28°С. Содержание серы — не более 1%.Применяется как сырье для пиролиза при производстве этилена, пропилена и ароматических углеводородов.

Технический керосин гидроочищенный — hydrotreated kerosine

Фракция прямой атмосферной перегонки нефти (прошедшая гидроочистку) с границами кипения от 130°С до 280°С.  Плотность при 20°С — не более 0.82 г/см 3 . Температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 35°С. Содержание серы — не более 0.12%.

Применяется как сырье для пиролиза при производстве этилена, пропилена и ароматических углеводородов, в качестве топлива при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, как растворитель при промывке механизмов и деталей.

Технический керосин деароматизированный — unaromatic kerosine

Фракция прямой атмосферной перегонки нефти (прошедшая глубокое гидрирование) с границами кипения от 190°С до 320°С. Плотность при 20°С — 0.835-0.85 г/см 3 . Температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 70°С. Содержание серы — не более 0.015%, ароматических углеводородов — не более 7%.

Применяется при производстве поливинилхлорида полимеризацией в растворе.

Фракция керосиновая — kerosine fraction

Фракция прямой атмосферной перегонки нефти с границами кипения от 180°С до 315°С. Плотность при 20°С — 0.854 г/см 3 . Температура начала кристаллизации — минус 60°С, температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 45°С, вязкость при 20°С — не менее 4.5 сантистокс, а при -40°С — не более 58 сантистокс. Применяется при производстве авиационных керосинов.

Керосиновое тракторное топливо — kerosine stock

Керосиновая фракция прямой атмосферной перегонки нефти без какой-либо дополнительной обработки.

 

Сырая нефть — crude oil

Природная смесь большого количества разных углеводородов с примесью минералов и воды. Нефть бывает парафинового (paraffinic crude oil), асфальтового (asphaltic-base crude oil) или нафтенового основания (naphthenic crude oil) в зависимости от состава остатка после перегонки при атмосферном давлении.

Большинство нефтей — парафинового основания, при этом конкретное содержание нафтеновых и парафиновых углеводородов имеет большое значение. Нефть с большим содержанием парафиновых углеводородов является более подходящим сырьем для производства этилена, а нефть с такими же границами кипения, но с большим содержанием нафтеновых углеводородов — для каталитического риформинга на ароматику. Это связано с тем, что при большем содержании парафиновых углеводородов нефть легче крекингируется и вырабатывается большее количество этилена, а при риформинге нефти с большим содержанием нафтеновых углеводородов обеспечивается больший выход ароматических веществ. На мировом рынке принята следующая классификация нефти по плотности:

  • ·                    легкая нефть, включая газовые конденсаты (light crude oil) — плотность менее 0.872 г/см 3 ;

  • ·                    средняя нефть (medium crude oil) — плотность от 0.872 до 0.917 г/см 3 ;

  • ·                    тяжелая нефть (heavy crude oil) — плотность от 0.917 до 1.022 г/см 3 .

Сера в нефти присутствует в виде сероводорода или меркаптанов, по их содержанию различают малосернистую (sweet crude oil) и сернистую или высокосернистую (sour crude oil) нефть .

Малосернистая сырая нефть — sweet crude oil

Нефть с содержанием до 0.5% сернистых соединений.

Сернистая сырая нефть (высокосернистая сырая нефть) — sour crude oil

Нефть, содержащая более 0.5% сернистых соединений.

Отбензиненная сырая нефть — topped crude oil (reduced crude oil)

Сырая нефть, из которой извлечены легкие бензиновые фракции.

Природный газ — natural gas

Смесь низкомолекулярных углеводородов, в основном метана и этана, газообразных при нормальных условиях. Природные газы ряда месторождений (например, Северного моря) практически полностью состоят из метана. Метан используется как топливо, а этан как сырье для производства этилена.

Природный газ называют жирным (wet gas) или сухим (dry gas) в зависимости от содержания в нем легко конденсирующихся углеводородов (высокомолекулярных углеводородов и меркаптанов). Сухой (тощий) газ содержит менее 267 мл легко конденсирующихся углеводородов на 1 куб м. Жирный газ содержит 267 мл и более легко конденсирующихся углеводородов на 1 куб м.

Сжиженный природный газ — liquefied natural gas

Природный газ, сжиженный охлаждением до температуры -161°С. В жидком состоянии занимает объем в 600 раз меньше, чем в газообразном. Состоит из углеводородов C 3 и C 4 .

Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутановая смесь) — liquefied petroleum gas

Смесь легких углеводородов, газообразных при нормальной температуре и давлении и переходящих в жидкое состояние при небольшом увеличении давления (около 5 атмосфер) или снижении температуры. Основными компонентами являются пропан, пропен, бутаны и бутены. Может быть получен из нефтяного газа, перегонкой сырой нефти, каталитическим риформингом и гидрокрекингом, а также фракционированием природного газа. Транспортируется в сжиженном виде.

Конденсат, газовый конденсат — condensate

Газовый конденсат — это смесь высококипящих углеводородов C 4 и выше, при нормальных условиях находящаяся в жидком состоянии. Добывают на месторождениях, содержащих промышленные запасы газа с содержанием жидких компонентов от 10 до 700 см 3 в 1 куб м газа. Месторождения, содержащие промышленные запасы газового конденсата, называются газоконденсатными или нефтегазоконденсатными в зависимости от структуры запасов. Газовый конденсат выделяется из природных газов при снижении давления в процессе их добычи. Остаток газового конденсата выделяют из газов методом низкотемпературной конденсации (сепарации) с применением холода, получаемого при дросселировании, либо на специальных холодильных установках. Для более глубокого извлечения газового конденсата используют те же методы (низкотемпературную конденсацию, абсорбцию и ректификацию), что и для переработки нефтяных и природных газов.

Нафта — naphtha

Легкий дистиллят с границами кипения бензина. Выход нафты составляет около 15-18% (масс.) в расчете на исходную нефть.Компонент товарных бензинов, осветительных керосинов и реактивных топлив, широко используется как сырье для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена и аммония. В качестве сырья для каталитического риформинга применяют прямогонную нафту (straight run naphtha) с границами кипения 65-200°С.

Как компонент товарных авиационных керосинов и бензинов используют прямогонную нафту (virgin naphtha), которая представляет собой прямогонный нефтяной дистиллят с диапазонами температур кипения 170-240°С, не содержащий продуктов крекинга (т.е. содержание олефинов равно нулю) . Нафту, не содержащую олефинов, называют light naphtha, легкую прямогонная нафту — light virgin naphtha, тяжелую нафту — heavy naphtha и неочищенную нафту — full range naphtha. Нафту, характеристики качества которой жестко не определены, называют naphtha open specification .

Метилтретбутиловый эфир — МТВЕ

Бесцветная жидкость с эфирным запахом. Получают взаимодействием изобутилена с метанолом на кислотных катализаторах (обычно катионитах) при давлении 1-2 МПа и температурах ниже 100°С. Использование как компонента бензинов позволяет получить высокооктановое топливо и исключить применение тетраэтилсвинца.

Нефтяной газ — petroleum gas

Природный газ, добываемый вместе с нефтью. Другое название — попутный газ (associated gas).

Нефтяной кокс — petroleum coke

Твердый пористый продукт от темно-серого до черного цвета, состоящий в основном из углерода и в большинстве случаев получаемый при коксовании нефтяного сырья. Нефтяные коксы различают по содержанию серы (малосернистые, сернистые и высокосернистые), по содержанию золы (малозольные, среднезольные и высокозольные), а также по грануло-метрическому составу.

Нефтяной кокс используют: для получения анодной массы в производстве алюминия, графитирования электродов дуговых печей в сталеплавильной промышленности, в химической промышленности, в цветной металлургии; специальные сорта — как конструкционные материалы для изготовления коррозийно-устойчивой аппаратуры.

Печное топливо — heating oil

Изготавливается из дистиллятных фракций, получаемых прямой перегонкой нефти и вторичными процессами нефтепереработки. Самое тяжелое из светлых нефтяных топлив.

Печное топливо №2 — heating oil №2

Производится и потребляется на рынке США. Содержание серы — не выше 0.2% для крупных городов (например, для Нью-Йорка) и не выше 0.5% — для пригородных зон и сельской местности. Цетановое число — 40. Плотность при 20°С — 0.85-0.87 г/см 3 . Температура вспышки в закрытом тигле  не менее 54°С.

Пропан — propane

Насыщенный алифатический углеводород, обладающий большей реакционной способностью, чем метан и этан. Бесцветный газ без запаха, температура кипения — 42.07°С. Содержится в природном газе (0.1-11.0% массы), в попутных газах нефтедобычи и нефтепереработки, например, в газах каталитического крекинга (16-20%), в небольших количествах пропан получают при перегонке сырой нефти. Транспортируется в сжиженном виде. Применяется в качестве растворителя для депарафинизации при выделении твердых парафинов из нефти, при производстве сажи из газообразных парафиновых углеводородов, в промышленных холодильниках как хладоагент, для некоторых видов газопламенной обработки металлов, как сырье в производстве этилена, нитрометана. Используется как компонент сжиженных нефтяных газов, бытовой и топливный газ и бездымное моторное топливо для автомобилей.

Сырой газ — raw gas

Углеводородный газ, добываемый из газовых месторождений.

Широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ) — natural gas liquids

Пропаны, бутаны, пентаны (газовый бензин). Извлекаются из сырого природного газа на газофракционирующих установках месторождений, газоперерабатывающих заводах, сайклинг-установках. Широкая фракция легких углеводородов состоит из углеводородов С 3 , С 4 и С 5 .

Уайт-спирит — white spirit (petroleum spirit)

Бензиновая фракция прямой перегонки с границами кипения 130-220°С. Применяется как растворитель в лакокрасочной промышленности при изготовлении лаков и красок.

Толуол — toluene

Один из главных ароматических углеводородов, используемых как сырье для нефтехимии.

Коксовый остаток — carbon residue

Остаток, образующийся в процессе пиролиза в стандартных условиях.

Крекинг-газ, газы крекинга — cracking gas

Газ, полученный в результате процесса крекинга нефтяного сырья (каталитического крекинга, термического крекинга или коксования). Состоит из различного количества этилена, пропилена, бутенов, метана, этана, пропана и бутанов. Может использоваться как топливо для собственных нужд НПЗ, как сырье для алкилирования, для получения этилена или сжиженной пропан-бутановой смеси.

Ксилолы — xylenes

Одни из главных ароматических углеводородов, используемых как сырье для нефтехимии.

Нефтезаводской газ — refinery gas

Газ, полученный при переработке нефти и содержащий главным образом легкие углеводороды. Может также содержать кислород и двуокись углерода. Частично используется на НПЗ как топливо, частично сжигается

 

 

Домашняя  ] Вверх  ]

© 2004 ООО "Торговый Дом "Петров и Компания"
Дата изменения: 14.02.2005